Статья. Из чего состоит изучение айкидо

            В век максимальной информационной доступности, каждый, кто заинтересуется айкидо в своем городе, может воспользоваться огромным количеством ресурсов: статьями, видеороликами, книгами, соцсетями и т.д. Также человек может прийти в зал  лично и посмотреть, прежде чем сделать выбор, чем именно, у кого и почему он хочет заниматься. В этих условиях тем более странным выглядит то, что далеко не все это делают. В залы порой попадают совершенно случайные люди. Информированный же новичок обычно приходит в зал с уже сформулированной целью, которую он хочет достичь при помощи айкидо. Постепенно он знакомится с составляющими процесса обучения, позволяющими добиться определенных результатов. Но все люди, а также их цели, обычно разные.

            Сложно ожидать одинаковых успехов от тех, кто нерегулярно занимается один-три раза в неделю и тех, кто делает это практически ежедневно. Разумеется, критерии успешного и качественного обучения не исчерпываются только посещаемостью, ведь помимо самих тренировок существует много дополнительных возможностей улучшить свои кондиции и своё понимание айкидо. Секретов здесь не существует, так как информация обычно открыта для всех. Был бы интерес. Человек сам решает, что ему брать, а что не брать из предлагаемых компонентов обучения. Правда и результаты будут прямо пропорциональными глубине погружения в предмет, ведь всё, что используется при изучении боевых искусств (БИ), проверено десятилетиями, а порой и веками на практике.  И уж точно, там нет ничего случайного.

            Деятельность практически любой организации, где серьёзно изучают айкидо, а также другие виды традиционных восточных БИ, построена на весьма схожих принципах. Это касается множества аспектов, таких как этикет, внутренняя иерархия, принципы взаимодействия с партнерами и инструкторами и т.д. Помимо прочего, это непосредственно процесс обучения, о котором мы и поговорим с точки зрения того, что именно он дает ученикам.

            Вообще занятие боевыми искусствами — достаточно сложное и затратное дело, далеко выходящее за рамки условного кружка, где несколько часов в неделю просто изучают какие-то приемы и потом расходятся по домам. Хотя, безусловно, встречаются люди, относящиеся к БИ именно так. Однако, серьезное обучение — это  комплексное явление, где рядовые тренировки являются важной и обязательной, но далеко не единственной частью.

            Условно говоря, практическое обучение в айкидо складывается из следующих компонентов:

1) обычные и специальные тренировки со своим инструктором

2) экзамены

3) показательные выступления

4) самостоятельная работа

5) семинары

6) неофициальное общение

     Перечисленные способы получения и проверки знаний не последовательны, а являются взаимодополняющими. Соответственно, сознательно, или в силу обстоятельств исключая для себя какой-либо из них, занимающиеся, тем самым, многое теряют в освоении определенной части программы обучения.

            Если человек всерьез намерен чего-то достичь, первым важным моментом является регулярность посещения тренировок, потому что, по аналогии со школой или институтом, периодически пропуская уроки или лекции, ученик не усваивает материал, который преподавался в его отсутствие. С учетом специфики БИ, пропущенное можно потом навёрстывать месяцами и годами, ведь упущенные знания могут быть повторены в том же объёме очень и очень нескоро. Фактически, те, кто посещает тренировки нерегулярно, делают хуже только самим себе, по сути, отказываясь от того, за чем они пришли. Звучит несколько абсурдно, но это факт.

            Регулярность занятий также прививает и навыки самодисциплины. Ведь чтобы посещать все тренировки, нужно скорректировать свои планы, побороть лень, обстоятельства и прочие самооправдания, а после, наконец, прийти и ещё плодотворно позаниматься. Речь фактически идет о формировании у себя новых привычек и корректировке привычного уклада жизни. Разумеется, если изначально присутствует такая цель. Это требует определенных усилий и порой оказывается куда сложнее, чем кажется.

            Кроме того, с точки зрения обучения, есть и другой важный момент. На регулярных тренировках существует эффект «замыливания» внимания. Со временем, даже у достаточно опытных учеников может создаться ощущение вторичности, так как неоднократно услышанные объяснения откладываются в памяти, создавая иллюзию, что человек это уже слышал, знает и т.д. Однако, между «уже слышал и запомнил», «научился делать» и «освоил навык» огромная пропасть. Материал, как теоретический, так и практический, должен быть услышан и наработан огромным числом повторений. Но человек с «замыленным» воображением часто начинает думать, что ничего страшного в пропуске нескольких тренировок нет, всё повторяется неизвестно по какому кругу и пр. Это часто является одной из причин нерегулярного посещения занятий. Но и здесь не всё так просто. Любой нормальный инструктор не просто приходит провести тренировки и потом идёт отдыхать. Он тоже учится, совершенствуется, а соответственно, со временем, меняется и подача материала. Получается, что отдельно взятая тренировка не является большой ценностью и, в отрыве от остальных, не дает ровным счетом никакого эффекта.

            Эффект непрерывности и последовательности должен системно накапливаться и дополняться, чтобы, согласно традициям БИ и современным научным знаниям, послужить формированию необходимых навыков. Кроме того, если часть группы составляют ученики с регулярными пробелами в обучении, это достаточно серьезно мешает двигаться вперед остальным. Ведь не всегда возможно поделить группу на тех, кто занимается качественно и тех, кто ходит изредка, а потом успеть уделить время новому материалу и  еще подтягивать отстающих.

            Когда речь заходит об экзаменах, то здесь достижение определенных поясов в осязаемом виде отражает идею самосовершенствования. Причем не только в техническом плане, но и в целом комплексе других необходимых качеств. Кандидат, сдающий экзамен, должен показать достигнутый им уровень физического, технического и психологического развития, знание требуемых по программе техник (ката, упражнений). Кроме того, находясь в условиях экзаменационного стресса, он показывает уровень своей эмоциональной устойчивости, стабильность различных навыков при работе в «экстремальном» режиме, когда на него смотрят и оценивают результат. Подготовка к экзамену, в том числе на регулярных тренировках, направлена на достижение вершины своих возможностей (и даже её преодоление) демонстрацию достигнутого прогресса на текущий момент времени. Если системой обучения предусмотрены экзамены, сдавать их нужно, причем сдавать так, чтобы реализовывались все заложенные в эту систему идеи. Особенно идея регулярных аттестаций актуальна в тех направлениях БИ, где отсутствуют соревнования. Хотя знак равенства между экзаменами и соревнованиями в данном случае поставить нельзя, так как экзамены предполагают срез комплекса знаний, а соревнования — победу любой ценой (не обязательно за счет самых лучших качеств), что в принципе идет вразрез с философией и целями айкидо.

            Следующий немаловажный элемент обучения — показательные выступления. Чаще всего их воспринимают как обычное шоу, забывая, какая подготовка требуется, чтобы всё прошло красиво и главное — правильно. Любая демонстрация призвана показать, прежде всего, технику школы и используемые принципы, заинтересовав при этом зрителя. Уровень ответственности достаточно высок и сопоставим с экзаменом, ведь по сути это визитная карточка школы. Нередко на показательных демонстрируются элементы, не входящие в базовую программу обучения, и для того, чтобы их показать, необходимо освоить определенные новые знания на должном уровне. Впрочем, и сама по себе качественная наработка вполне знакомых элементов часто занимает много времени, что сопоставимо с множеством дополнительных тренировок.

            Кроме непосредственно технической подготовки, следует принимать во внимание и такой фактор, как публичность. Многие люди банально впадают в ступор, когда необходимо показать или рассказать что-то при большом количестве зрителей. Страх перед публичными выступлениями — это то, что с опытом проходит как раз благодаря тому, что постепенно появляется большая уверенность и расслабленность. Что это, как не психологическая подготовка и борьба с фобиями?

            Но какой бы хороший не был зал, инструктор, методики и т.д., времени, проводимого там всё равно недостаточно для того, чтобы результат становился лучше. Самостоятельная работа не просто полезна, а крайне необходима. Поэтому люди, которые осознают данный факт, могут занимаются дома, на работе, да и вообще при любом удобном случае, как правило более успешны и в додзё. Что же можно и нужно делать самостоятельно?      Разумеется, это физическая подготовка, особенно для детей, чтобы держать тело в тонусе не только по несколько раз в неделю. Это также любые упражнения, не требующие много места и времени. Например, некоторое время посидеть или постоять в правильной позиции во время отдыха или занятия повседневными делами. Это поиск и анализ информации о предмете интереса, инструкторах и истории школы. В конце концов, при желании всегда есть возможность найти время и позаниматься в зале самостоятельно с такими же желающими. Иными словами, самостоятельная работа при изучении айкидо ничем не ограничена. Вопрос только в отношении.

            Крайне важной частью обучения являются семинары. Многие часто размышляют, стоит туда ходить или нет. Мол, чего я там не видел. Хотя именно на семинарах возможно почерпнуть очень многое. Начиная с каких-то нюансов технических элементов и заканчивая практическим общением на татами с новыми людьми, у которых другой сэнсэй и, как следствие, несколько отличающиеся подходы. Ведь приезжают не только сэнсэи, но и обычные ученики из других городов и школ. Именно ради развития, разнообразия, возможности под другим углом взглянуть на собственную работу, семинары задумываются, организуются и проводятся. Как правило, это делается именно для учеников. а не инструкторов (они и без семинаров найдут возможность учиться).     Вообще, чтобы семинар состоялся, требуется огромная работа со стороны инструкторов — договориться с сэнсэем который приедет, привезти его, обеспечить быт, зал, организацию мероприятия и т.д. Хотя об этих аспектах обычно мало кто задумывается. Но нельзя забывать и чисто практические моменты. Вышестоящий сэнсэй по определению вносит, если не новизну, то уж точно — корректировки правильности исполнения кихона, базовых техник и т.д. В любом случае это полезно всем, от начинающих до опытных айкидок, ведь без периодических корректировок существует риск начать «вариться в собственном соку». В случае регулярного проведения и посещения, семинары дают очень много информации, которой хватает для того, чтоб минимум полгода её потом осмысливать и осваивать. Тем не менее, пользоваться результатами вложенного труда инструкторов, организаторов и приезжих сэнсэев или нет — остается на совести самих занимающихся.

            Существует и еще одна важная деталь при проведении семинаров. Как правило, проводить его приезжает сэнсэй более высокого уровня, и, зачастую, всё внимание учеников оказывается прикованным к нему. Так как авторитет приезжего сэнсэя более высокий, иногда получается так, что собственного сэнсэя попросту перестают слышать на некоторое время, да и вообще забывают на период семинара о его существовании. Да и после семинаров достаточно часто в голове учеников происходит сумбур. Не поняв до конца сути полученной информации, ученики начинают додумывать многие вещи самостоятельно, а иногда даже спорить со своим сэнсэем по поводу тех или иных технических нюансов. И хотя это быстро проходит, существует риск скатывания в собственноручно придуманную ахинею. Поэтому не стоит забывать о собственном сэнсэе, ведь именно у него ученики учатся всему что знают и умеют, в то время как приезжие специалисты играют исключительно направляющую роль.

            Ну и, наконец, несколько слов о неформальном общении. Здесь существует множество вариантов. Это и общение с коллегами, и с собственным сэнсэем, и с приезжими инструкторами. В этом плане в каждой организации, клубе и т.д. существуют собственные традиции, праздники, поводы и т.д. Кроме того, существуют общепринятые традиции – например, сайонара после семинаров. И если пообщаться с коллегами и сэнсэем в обычной жизни проще, то вопрос сайонары является достаточно важным и весомым в плане получения информации и налаживания связей. Как правило, на сайонару приглашаются старшие пояса. По сути, им дается возможность пообщаться с приезжим специалистом в неформальной обстановке. Однако, как и в случае с посещением семинаров, многие часто отказываются, ссылаясь на нехватку времени и какие-то другие причины. И очень зря. Иногда в процессе неофициального общения можно почерпнуть чуть ли не больше информации об айкидо, чем непосредственно на тренировках. То есть это еще одна прекрасная возможность, которой многие напрасно пренебрегают.

            В заключение нужно отметить, что недостаточно просто ходить в зал и пытаться «изучать айкидо». Любое традиционное БИ, и айкидо в том числе, нужно стараться изучать правильно, то есть попросту использовать все возможности, предоставляемые определенной школой, для того, чтобы учиться максимально эффективно. Разумеется, существуют и такие люди, которым полное погружение в предмет не интересно, и они ходят на тренировки от случая к случаю, для галочки, пренебрегая всем остальным. Осуждать их за это сложно, так как каждый человек сам ставит себе цели. Но тем, кто действительно хочет получить от занятий БИ как можно больше, следует пользоваться всеми вышеперечисленными возможностями, и даже больше. Необходимо интересоваться тем, чем занимаешься, искать информацию, спрашивать, постигать что-то новое. И вот для таких по-настоящему заинтересованных людей мир БИ откроется таким, каким он должен быть — по сути, новым образом жизни, который принесет не только технические возможности, но и массу новых друзей, эмоций, и даже изменения самой личности в лучшую сторону.

Добавить комментарий