
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления —
это путь самый благородный,
путь подражания —
это путь самый легкий
и путь опыта —
это путь самый горький»
Конфуций
Самым сложным вопросом в изучении традиционных боевых искусств является понимание того, как именно, и чему в первую очередь можно и нужно учиться, для того, чтобы процесс был достаточно эффективным. Этот вопрос напрямую затрагивает множество сфер, от взаимоотношений учитель-ученик и общей атмосферы в додзё, до качества освоения предлагаемых ученику знаний и формирования соответствующих навыков.
Давно не является секретом, что люди учатся по-разному. Свою роль здесь играет большое число факторов: психотип (аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы — предпочтительный канал эффективного восприятия), уровень физического развития, антропометрические данные, а также многие другие «внешние» проявления, которые условно можно назвать объективными.
Но есть также и субъективные или внутренние факторы, влияние которых не менее, а часто и более значительно, чем приведенные выше. Это цели и задачи, которые человек себе ставит, критичность мышления, логика, способность к анализу, запоминанию, характер, гибкость мышления, мотивация, а самое главное — готовность воспринимать новую информацию в максимально неискаженном виде.
Также существенна система (принцип) обучения, принятая в конкретно взятой школе и здесь существует 2 основных направления:
1) «Делай как я». Эта система применялась в школах боевых искусств изначально и не предполагала необходимости обучения большого числа людей. Тот или иной стиль преподавался закрыто внутри определенного клана и стройной методики обучения, как таковой, не было. Принцип здесь простой — естественный отбор. Сэнсэй вкратце объясняет и демонстрирует технику, а ученики пытаются её повторить. Кто как понял и увидел. Трудно представить себе такую систему в качестве действительно «народной», подходящей для всех, потому что преимущество в ней получают исключительно более внимательные, одаренные и развитые ученики, способные слушая и наблюдая понять, что, как и почему нужно делать. Зачастую это один из сотни, а то и из тысячи. Остальные же могут годами топтаться на месте, потому что сам метод преподавания не предполагает более-менее серьезного уровня усвоения знаний для всех. Такая система и сейчас широко распространена в традиционных видах БИ, в частности, в ряде направлений айкидо. А в качестве результатов часто можно видеть не так уж много людей действительно хорошего уровня, в то время как уровень основной «массовки» чаще всего слабый. Причем существует высокая вероятность искажения техник при передаче знаний от поколения к поколению, так как различия имеют свойство накапливаться, много раз проходя сквозь призму индивидуального понимания и исполнения техник, а также самого подхода к обучению.
2) «Системное обучение». Это явление относительно новое. Свое развитие она получила после того, как традиционные школы стали доступны желающим со всего мира. Так как этих желающих стало очень много, а люди стали задавать множество вполне закономерных вопросов, ряд школ начали искать и нашли выход из положения. В качестве основной особенности здесь можно выделить именно системность, когда подготовка выстроена по жесткой, почти армейской вертикали и обучение ведется от простого к сложному. Основа обучения здесь не движение и техники с первого дня занятий, а построение базовых принципов — кихон. Каждое движение и техническое действие описано и регламентировано, методы и результаты изучения базовых принципов детально оговорены и проверены временем. Такая система характерна для большинства школ каратэ, части школ айкидо (стили ветви Ёсинкан) и ряда других будзюцу. Одним из плюсов такой системы как раз является ориентированность на равенство возможностей для всех. Другое дело, что не все этим могут правильно воспользоваться в силу различных причин.
Таким образом, ответом на вопросы о том, будет ли обучение для конкретного человека достаточно эффективным, какой срок займет постановка необходимых умений и навыков, и, соответственно, что же получится в результате, будет правильный, а еще точнее — подходящий для конкретного человека выбор школы, сэнсэя, а также влияющая на конечный результат комбинация объективных и субъективных факторов, определяющих способность человека научиться чему-либо вообще.
Разумеется, целью данного материала не является подробный разбор всех упомянутых моментов, однако на наиболее важных из них следует остановиться. Отбросим пока процесс выбора стиля, школы, сэнсэя, наличие мотивации, её причин и т.д., и сразу перейдем к той части, когда обучение нашего гипотетического ученика уже началось.
Что же обычно происходит? Предположим, что обычный достаточно взрослый и разумный человек, впервые приходит в додзё, полный надежд и ожиданий. Однако с самого начала он сталкивается с тем, что некие мечты и шаблоны, выстроенные предварительно в голове, тут же приходится ломать. Ведь естественно, что в каждой школе свои порядки и правила, которые человек либо способен изначально принять, либо нет. Однако это важный первоначальный фильтр, который отсеивает людей, совсем не способных адаптироваться и худо-бедно поменять стереотипы устоявшегося мировоззрения для собственной же пользы. Но если и этот этап пройден успешно, тогда определяющими становятся субъективные факторы, важнейшим из которых является умение учиться. Большинство людей этим умением изначально не обладает, соответственно, прежде чем изучить технику и философию той или иной школы, часто для начала предстоит понять, что же означает это умение.
Многие наверняка слышали старую известную притчу про пустую и полную чашу. Главная проблема заключается в том, что практически каждый человек прекрасно понимает её смысл, однако, чаще всего, не готов применить этот смысл к самому себе. Причин этому множество. Человеческий мозг устроен таким образом, что если поступающие данные не могут быть однозначно поняты, то недостающие элементы дополняются из уже имеющихся сведений, для того, чтобы картина мира оставалась привычной и полной. Самый простой пример — чтение. Даже если слово написано неправильно, буквы продублированы или пропущены, значение слова без труда воспринимается с одного поверхностного взгляда, а недостатки и ошибки написания осознаются позже, при более пристальном рассмотрении. То есть подсознание действует на уровне шаблона, подобно современным нейросетям, а по настоящему анализировать
сведения позволяет только сознание. Ведь никто не может ручаться, что шаблоны правильны и достоверны.
Аналогичным образом работает и принцип «полной чаши». В данном случае её содержимым является накопленный жизненный опыт, привычки, стереотипы, обрывки знаний, полученных в разное время из разных источников и т.д. Соответственно, когда информация не соответствует шаблонам, уже имеющимся в подсознании, она признается недостоверной, входит в противоречие с устоявшимися аксиомами, в результате чего возникает внутренний конфликт. Другой вариант — когда воображаемая чаша настолько полна собственными мыслями и идеями, что новая информация просто не может задержаться в голове. Но процесс обучения — это двустороннее взаимодействие носителя знаний с тем, кто хочет эти знания получить. Чтобы быть оцененной и услышанной, информация должна дойти до получателя и закрепиться там, иначе попросту нечего будет анализировать.
Теперь немного вернемся к вопросу мотивации. Как правило, одним из критериев выбора школы и сэнсэя является объективная информация. Человек видит или даже пробует на себе результаты работы определенного сэнсэя, его учеников, человеку это нравится, желание научиться делать также (или еще лучше) становится первоначальным толчком к обучению БИ именно у этого сэнсэя. Вот тут и возникает главное противоречие. Желание научиться есть, но чаша полная, поэтому если поступающая информация или требование сделать что-либо не соответствуют внутренним убеждениям человека, он ей не доверяет и отвергает. В лучшем случае пытается каким-то образом осмыслить и проверить по-своему, что, безусловно, рано или поздно заводит человека в тупик.
Появляется еще одно противоречие. Если сэнсэй, результаты работы которого человеку понравились, достиг этого уровня, следовательно, он многое прошёл, многому научился, имеет соответствующий опыт в набивании шишек на этом пути и т.д. А если положительный результат виден, значит, априори, нелепо подвергать сомнению информацию о том, каким образом это было достигнуто. Но именно это и происходит, когда в процесс передачи информации вмешивается то, что уже имеется у человека в голове. Так что же с этим делать? Ведь, в конце концов, целью является постараться научить человека учиться, а не искать в нем недостатки?
Для начала надо понять, как именно выглядит на практике процесс неприятия поступающей информации. Ведь если найти причину проблемы, с ней при желании будет возможно справиться.
Простой пример из практики. Сэнсэй подходит к ученику, у которого что-то не получается и указывает на ошибку и её причину. В ответ очень часто можно услышать «да я знаю, но….». Дальше следует какой-то комментарий ученика, однако уже это говорит о том, что информация до адресата не дошла. Если бы он ЗНАЛ, то ошибка бы не появилась. А если бы действительно услышал комментарий сэнсэя и сделал то, что говорят, ошибка бы исправилась. Ни того ни другого в данном случае не происходит. Однако присутствует внутренний конфликт и отрицание. Некоторые могут сказать — ну и что здесь такого? В то время как проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Большинство отрицает даже само её наличие. А тем временем подобные эпизоды начинают накапливаться, входят в привычку, после чего человек уже зацикливается в себе и сэнсэя не слышит вообще, так как сосредоточен на решении проблем, которые, как он считает, ему хорошо известны. Противоречия же имеют свойство накапливаться, а внутренний конфликт — расширяться и пускать метастазы.
Другой пример. Практика изучения БИ такова, что одни и те же вещи на протяжении недель, месяцев и лет объясняются и показываются огромное количество раз. Естественно ученики, которые ходят достаточно давно, много раз слышали и видели всё это, поэтому внимание притупляется. Некоторым начинает казаться, что им, как маленьким, объясняют очевидные и давно знакомые детали, поэтому можно слушать их не очень внимательно. А ведь причина бесконечных повторений заключается в том, что информация должна закрепиться, запомниться как можно лучше, до того момента, когда человек будет психологически и технически готов ей воспользоваться. Мало того, одна и та же вещь может объясняться огромным количеством способов, и внимательность крайне важна, так как 100 из них могут не дать понимания, а 101-й окажется откровением. Не стоит забывать и про полную чашу. В тот момент, когда человек сочтет информацию вторичной, уже слышанной и отработанной, он естественным путем закроется от внешнего мира и, в частности, от сэнсэя. Да, он будет всеми силами это отрицать, если задать такой вопрос, однако факт останется фактом и это тоже проявление внутреннего конфликта и противоречий.
Еще необходимо вспомнить о дополнительном аспекте обучения, а именно о биохимических процессах, которые сопровождают указанные в качестве примера ситуации. Говоря простым языком, некоторые основные гормоны, выделяемые организмом, либо поощряют человека на продолжение определенного действия, приносящего чувство удовлетворения и счастья (дофамин) либо наоборот являются защитной реакцией на конфликт и стресс (эндорфин). Этот поощрительный и защитный, в зависимости от ситуации, механизм оказывает заметное влияние на
действие/бездействие человека в определенных ситуациях.
Следовательно, когда ученик считает себя самодостаточным и не склонен воспринимать объяснения в вопросах, на которые, как он считает, ответ очевиден и заранее известен, стремление донести ему информацию будет восприниматься как конфликтная ситуация, и эндорфиновая реакция раз за разом на химическом уровне зафиксирует уже существующую проблему психологического толка. Другими словами, попытка что-то донести человеку будет вызывать отторжение и неосознанно включать защитные механизмы, делающие процесс обучения в принципе невозможным. Правильный путь в данном случае — сфокусироваться на том, чтобы получение информации и её реализация в технике, упражнениях, общении постепенно начала порождать положительную реакцию. Правда, для этого необходимо отказаться от своего внутреннего эго, что далеко не так просто.
Здесь положительную роль может сыграть концепция «чистого листа», согласно которой, вне зависимости от опыта, ранга и знаний, необходимо каждую тренировку пытаться воспринимать информацию так, будто она услышана или показана впервые. Это даст возможность непредвзятого анализа происходящего и не породит антистрессового ответа, который полностью блокирует восприятие. Кроме этого, выработанная со временем способность «обнулять переменные» как раз и поможет привыкнуть раз от раза освобождать свою чашу от переполнения, до тех пор, пока этот процесс не станет естественным.
Как бы смешно это не звучало, механизм эффективного обучения человека технически вообще мало отличается от дрессировки животных. Принцип тот же — некое поощрение в ответ на однозначно полезные и положительные действия и, с другой стороны — стресс, либо отсутствие результата в случае неудачи. Так почему бы вместо бесконечного самокопания и выпячивания собственного Я, с высоким риском зайти не
туда, не взять на вооружение понимание принципов, которые мы описали? Для начала хотя бы на уровне осознания. В этом нет ничего обидного, или задевающего чьё-то достоинство. Входя в додзё, человек должен начинать учиться с самого начала. Жизненный опыт, собственные мысли и идеи, где-то вычитанные или подсмотренные факты и фокусы до определенного момента никому не интересны и не играют никакой роли, кроме отрицательной. Конечно, это не говорит о том, что надо всё это выкинуть на свалку и только тогда придет успех. Накопленный опыт — на то и опыт, чтобы быть полезным, но всему должно быть своё время и место, иначе неустранимые противоречия могут попросту поставить крест на пути изучения чего-то нового. Поэтому, ничего не нужно забывать или отказываться от этого. Лучший способ — убрать ненужное в сторону, на полку, до лучших времен. Только после уверенного освоения огромного количества информации, шлифовки техник, выведения своего ума и тела на достойный уровень с нуля можно будет эффективно объединить всё это с прежним опытом, другими наработками и т.д. Тогда накопленный багаж не повредит, а даже поможет, потому что алгоритм эффективного получения и анализа новой информации к тому времени закрепится на биохимическом, психологическом и подсознательном уровне, не вызывая отторжения, а напротив — формируя естественное желание получения еще больших знаний и опыта.
Многие люди часто говорят о том, что жесткая полувоенная система обучения им не подходит, потому что требует полного отказа от собственной сути, привычек, убеждений и т.д. Иначе говоря, они заранее считают такой подход насилием над индивидуальностью, что неприемлемо, так как уникальное самовыражение и есть якобы идея существования. Но это неверно применительно к обучению. Достаточно задать себе вопрос — а с какой целью человек изучает БИ? Чтобы всех победить? Самоутвердиться, стать выше остальных, продолжая с помощью силы и авторитета дальше продвигать собственные убеждения? Или все-таки целью является изменение себя к лучшему? Ведь человек, который и так во всем хорош, не нуждается в улучшениях, самовоспитании и тренировках. Является ли тираном и деспотом сэнсэй, который настойчиво и жестко требует исполнения тех или иных правил, внимательного следования инструкциям и этикету, или всё же его действия являются единственным конструктивным моментом, который может заставить ученика что-то постепенно менять в себе? Периодически задавая себе эти вопросы, шанс избежать неправильного пути станет существенно выше.
На стадии обучения БИ вообще существует огромное число препятствий. Это лень, эгоизм, кризис мотивации, неприятие новых правил, инструкций, необходимость подчинения, обязательность интенсивной работы через усталость, боль, а иногда и травмы, необходимость идти на компромиссы с собой и другими учениками, страх различной природы, сомнения в правильности своих действий и эффективности получаемых навыков. Этот список можно продолжать достаточно долго и любой из перечисленных моментов в любую секунду может стать причиной ухода человека из БИ.
Успеха здесь можно достичь только одним путем — постепенно пройдя через сложный период, не выработав нигилизма, отторжения, не закрепив на биохимическом, подсознательном и сознательном уровнях негативную реакцию на происходящее. Только в случае, если человек обдуманно и добровольно принимает «правила игры», выстраивает собственное сознание таким образом, чтобы мозг в итоге получал от происходящего только положительные стимулы, есть шанс на то, что, в конечном итоге, обучаемый воспримет весь предлагаемый ему объем информации, адекватно его оценит и проанализирует, создав, благодаря методике обучения, свой личный «дом» на прочном фундаменте из культуры базовых движений, перестройки собственного тела, а самое главное — из перестройки сознания.
Так в чем же заключается основной момент, который необходимо учитывать, начиная или продолжая серьезные занятия боевыми искусствами? Прежде всего, следует чётко определить собственные цели и задачи, своё отношение к сэнсэю и партнерам по додзё, принять без эгоизма и соревновательности своё место в иерархии и также, как и в любом профессиональном деле, стараться стать лучше себя вчерашнего во всём, с чем вы сталкиваетесь. Логично, что во всех сферах деятельности лучшими всегда являются профессионалы, так как они сделали в своё время выбор в пользу того, чтобы их род занятий стал неотъемлемой частью их жизни. Полное погружение своего сознания, умений и навыков в процесс достижения цели, без сомнения способно показать куда лучший результат, нежели любительский подход, либо, так называемые «занятия для себя». Однако далеко не всегда именно стремление стать «профи» приводит людей в додзё.
Действительно, очень большое количество людей тренируется просто ради поддержания здоровья, либо по другим причинам, не связанным с подходами, используемыми фанатами своего дела, однако исходные данные у всех одинаковы и вопросы обучения решаются аналогичными способами, как у первых, так и у вторых. Смысл не меняется. Если человек действительно хочет чему-то научиться, то ему достаточно помнить самую простую вещь — если тебя берутся учить, ни в коем случае нельзя забывать о благодарности за эту возможность. Обычно нигде не принято платить злом за добро и предательством за помощь. В конце концов, боевые искусства вообще, и айкидо в частности, призваны, прежде всего, гармонизировать взаимоотношения между людьми, а не разрушать их. Причем это касается не только партнеров по тренировкам, но и повседневной жизни.
Человек, впервые, либо изо дня в день в течение многих лет приходящий в додзё, не должен забывать об этих самых элементарных вещах. Чем чаще и внимательнее человек, как ученик, слушает сэнсэя и действительно открыт, на деле, а не на словах слышит его, не отталкивая предлагаемую информацию, не вступает с ней в открытый или внутренний конфликт, тем больше, со временем, будет личностный рост, а соответственно и рост технический. Эта задача требует очень серьезных усилий для её реализации. Совершенствование личности, в конечном счёте, и есть та цель, которая в ходе обучения. Не усовершенствовав ряд важнейших личностных качеств, двигаться дальше в техническом плане — попросту невозможная задача. Конечно, не принимая во внимание всего вышесказанного, вполне реально в течение 1-2 лет научиться причинять людям вред на чисто механическом уровне, но действительно ли это то, к чему стремится человек, приходящий в айкидо?
Конечно, многие закономерно зададут вопрос, а в чём смысл всего этого? Вот только бессмысленным такой вопрос покажется исключительно тем, кто не хочет ничего в себе менять, либо уже считает себя сильным, умным и самодостаточным. Умение учиться — основополагающий элемент успеха на любом пути, который человек задумал пройти, будь это БИ, семейные отношения или карьера. Отрицание или игнорирование полезной информации (а информация исходящая от сэнсэя полезна по определению) не приведет ни к чему хорошему, будь это сделано сознательно, или под влиянием других факторов.
Учитесь учиться, что бы вы не делали. Именно это позволит вам постепенно прийти к гармонии с окружающим миром. А гармония, в итоге, и является главным смыслом, который О’Сэнсэй вкладывал в своё искусство, принеся людям айкидо, как лекарство от эгоизма, соперничества и индивидуализма.