- Что представляет собой система поясов.
- В Ренсинкай используется следующая система поясов: ученические степени с 10 по 1 кю и мастерские степени с 1 до 10 дан (черные пояса).
- Ученические пояса в Ренсинкай айкидо соответствуют следующей цветовой гамме: 10-8 кю – белый (для детей: 1 желтая полоска — 10 кю, 1 зеленая полоска — 9 кю, 1 синяя полоска — 8 кю), 7 кю – желтый, 6 кю – зеленый, 5 кю – синий, 4 кю – оранжевый, 3-1 кю – коричневый пояс.
- На каждую ученическую степень 2 раза в год (как правило — в декабре, и мае, что соответствует завершению официальных учебных полугодий) сдается экзамен в соответствии с официальной программой международной федерации Renshinkai International, утверждаемой на текущий учебный год. Допуск к экзамену производится на усмотрение инструктора в соответствии с требованиями к минимальному количеству посещений и качеству освоения материала.
- Экзамен позволяет судить о качестве подготовки ученика и её соответствии требованиям школы. Для каждого уровня имеются соответствующие учебно-технические программы, результатом демонстрации которых на экзамене и является присвоение (или не присвоение) очередной степени. Каждая новая успешная аттестация — свидетельство того, что ученик освоил на достаточном уровне предыдущие разделы программы обучения.
- Стоимость экзамена на каждую степень определяется в соответствии со стандартами Renshinkai International и включает в себя сбор за сам тест и часть суммы для документального оформления и регистрации результатов (в том числе выдачу сертификата).
- История ранговой системы
В прошлом системы рангов в современном понимании вообще не существовало. Свидетельством высокого уровня занимающегося или права на преподавание искусства были рукописные сертификаты (грамоты) от учителя или основателя стиля. Первое разделение на ранги появилась в дзюдо в конце XIX века для мотивации занимающихся, а первые сертификаты начали выпускаться с 1894 г. Около 20 лет спустя была создана новая тренировочная форма для дзюдо и введены пояса двух цветов – черные и белые. Цветные пояса как индикатор промежуточных степеней «Кю» были введены в Европе (изначально во Франции) и позже заимствованы США, а также в самой Японии. Причиной этому отчасти послужил европейский менталитет, который требовал каких-либо внешних знаков отличия, званий, дипломов и т.д. в качестве материального подтверждения освоения очередных ученических ступеней. Особенно это стало актуальным в тех направлениях боевых искусств, где нет соревнований и, соответственно, возможности завоевывать медали, кубки и спортивные звания.
Существует версия, согласно которой черный цвет пояса, как обозначение высокого ранга, был заимствован в Японии из университетских соревнований по плаванию, где черная лента вокруг талии традиционно отличала подготовленных участников от новичков.
В случае с каратэ, которое пришло в Японию с Окинавы в 1920 году, уже имело место заимствование системы рангов из дзюдо. На Окинаве тренировки проходили в повседневной одежде, однако в целях развития и распространения каратэ в самой Японии за основу была взята система поясов дзюдо. Первые черные пояса были присвоены в 1924-1926 году, после чего система жесткой градации на 10 ученических степеней (Кю) и 10 мастерских (Данов) распространилась на другие боевые искусства в первоначальном или немного измененном виде.
- Почему необходимо участвовать в экзаменах.
Некоторые относятся к экзаменам (и системе рангов вообще) пренебрежительно, называя всё это ненужной ерундой и т.д., некоторые не готовы платить за экзамен соответствующих сборов, либо просто не хотят тратить на это время. То есть, причины нежелания участвовать в аттестациях могут быть различными. Однако люди, которые сознательно отказываются от участия в экзаменах, по сути, игнорируют методику школы, которую хотят изучить. В отсутствие регулярных аттестаций попросту пропадает контролируемый процесс подготовки. Такого человека крайне тяжело обучать в условиях, когда для него самого какие-либо критерии оценки прогресса отсутствуют. Человек занимается «сам в себе» и не получает тех компонентов, которые предусмотрены не только результатом экзамена вообще, но и самим фактом участия в таких мероприятиях.
Часто многие забывают, что получение промежуточных ученических поясов является хорошей мотивацией, неким осязаемым свидетельством проделанной работы (особенно для детей). Кроме того, инструктору (как с детьми, так и со взрослыми) методически удобнее ориентироваться по цветовой гамме поясов в условиях большого количества занимающихся в зале. Это также позволяет строить подачу материала исходя из присутствующих поясов определенного ранга, в соответствии с их возможностями.
Но существует и другое, более правильное объяснение того, для чего существуют пояса и экзамены для их получения. Лучше всего ситуацию отражает позиция основателей каратэ, во многом совпадающая с мнением представителей других боевых искусств. Уровни в системе обучения (иерархия опыта) и способы его достижения совпадают с идеей самосовершенствования в принципе и отражают непрерывность работы по развитию человека не только в техническом плане, но и в целом комплексе других необходимых в жизни качеств. Кандидат, сдающий экзамен, в идеале должен показать достигнутый им уровень физического, технического и умственного развития (этикет), знание требуемых по программе техник (упражнений) и умение их правильно и точно выполнять. Кроме того, находясь в условиях экзаменационного стресса, он также показывает уровень своей психологической устойчивости, стабильность навыков при работе в «экстремальном» режиме, когда на него смотрят и оценивают результат. Вся подготовка к экзамену направлена на достижение учеником вершины своих возможностей (и даже её преодоление) в момент сдачи, демонстрацию достигнутого прогресса.
- Что еще дает система рангов
Теперь поговорим о поясах как таковых. Естественно, что в силу разницы требований предъявляемых в разных школах, допустим, 2 дан условного айкидо не будет соответствовать 2 дану каратэ или 2 дану дзюдо по «боевым характеристикам», набору навыков, уровню подготовки и стажу занятий. Здесь вообще не стоит вопрос, кто из них сильнее и быстрее. В каждой школе, в каждой системе пояса (ранги) являются в целом явлением самодостаточным. Лишь находясь внутри того или иного сообщества (школы), лично наблюдая и на себе испытывая трудности достижения каждого уровня, возможно научиться проявлять уважение к старшим коллегам, которые уже прошли тот же путь, потратив на это известное количество труда и времени. Благодаря именно этому знанию, а также день за днем исполняя требования этикета, человек начинает понимать, что такое уважение и на чем оно должно строиться. Уважать нельзя заставить – это самопроизвольный процесс. В дальнейшем данный принцип получает свое развитие применительно сначала к собственному залу, потом похожим стилям и школам, а после распространяется и дальше на разные сферы жизни, когда человек начинает строить своё общение на основе взаимного уважения к людям.
Соответственно, как и в любом учебном заведении, закономерно должны существовать не допущенные к экзаменам, не сдавшие, «хорошисты» и «отличники». Без должной мотивации (особенно у детей) слишком велик риск того, что прогресса попросту не будет, если стремиться будет не к чему. Если родители просто запихивают детей в зал, а потом забирают после тренировки, не интересуясь, чем ребенок занимался, дети часто начинают просто отбывать в зале время. При этом такие дети мешают заниматься остальным и всё делают спустя рукава. Поэтому процесс обучения должен чем-то регулироваться и предоставлять возможность и потребность учиться лучше, стараться воспитывать себя. А Сенсей и старшие ученики должны по определению быть теми, на кого равняются остальные, чтобы присутствовало желание когда-то научиться делать так же как они, или лучше. Только так сохранение высокого качества стандартов и передачи навыков от поколения к поколению станет возможным, а случаи несоответствия фактического ранга реальному владению техникой школы или уровню развития станут встречаться реже.
Экзаменационная система призвана также обеспечить последовательность и структурированность обучения. Это, прежде всего, механизм, который позволяет довести уровень освоения базовых принципов айкидо до уровня навыков, которые можно применять в повседневной жизни. Это касается непосредственно техники, морального и физического воспитания, умения взаимодействовать с людьми и т.д. Разумеется, каждый волен самостоятельно выбирать, как заниматься. За детей выбор вообще чаще всего делают родители. Тем не менее, боевые искусства — это не кружок по интересам, а целостная система, элементами которой не следует пренебрегать, если необходим ощутимый результат.