Статья. Что дают детям занятия Айкидо.

         Обзоров на эту тему существует не так уж много. Обычно всё ограничивается короткими рекламными сообщениями, мол айкидо это самооборона, здоровье и так далее. А что же на самом деле может (или должно) давать ребенку айкидо в конечном итоге? Как показывает практика, большинство родителей весьма слабо представляет себе, что такое айкидо и чем их ребенок вообще там занимается. В лучшем случае он сам что-то рассказывает, а в худшем от него, по сути, просто избавляются, провожая до дверей зала и занимаясь в освободившееся время своими делами. А между тем, в данном вопросе много интересных моментов, которые мы и попытаемся рассмотреть в рамках данного материала.

        Когда в семье подрастает ребенок, практически все родители начинают задаваться вопросом, в какую секцию/вид спорта его отдать. Конечно, многим хочется сделать это как можно раньше, однако это именно тот момент, когда спешить не стоит. Конечно, существуют секции, где берут детей с 4 и даже с 3 лет, однако для серьезных занятий этого еще очень мало. Максимум, что могут предложить для таких детей такие клубы, это занятия в игровой форме длительностью около 30-40 минут. Ведь дальше у ребенка не будет ни внимания ни интереса к происходящему. Да он и не готов ещё к восприятию сложной информации.

        Некоторые родители идут по этом пути еще дальше, начиная таскать ребенка по всевозможным кружкам и секциям. Лишь бы чем-то занимался, по принципу — чем больше, тем лучше. Меньше за телефоном просидит.  Возможно, это делается с лучшими намерениями, в стремлении с самого начала дать ребенку как можно больше полезного. Однако результат чаще всего получается обратный. Неоднократно приходилось видеть детей, настолько замученных всевозможными занятиями, что ни о какой концентрации не может быть и речи. Приходя в зал, где требуется предельное внимание и хорошая двигательная активность, ребенок не то что сконцентрироваться не в состоянии, но и вообще понять, куда он попал. Ведь его только что привели буквально бегом с секции шахмат, рисования, тенниса или футбола, а тут еще и айкидо какое-то. Это приводит к тому, что ребенок, вынужденный хвататься за всё сразу и везде успевать, попросту не может нормально отдыхать. Бесконечная учеба, секции, кружки в течение буквально пары месяцев сделают из любого нормального ребенка рассеянного и неуправляемого человека, который будет просто, смирившись с родительской «заботой» об его дополнительном образовании, плыть по течению, ничего толком не добиваясь ни в одном направлении.

            Понятно, что для достижения каких-то видимых результатов нужна системность занятий. И многие родители это тоже осознают. Однако, вопреки здравому смыслу, очень часто можно услышать «мы не успеваем посещать все тренировки, ведь у нас еще танцы, волейбол, акробатика, лыжи и музыкальная школа». Иногда даже спрашивают, а есть ли занятия в другие дни или время, ведь «у ребенка очень плотный график». А нужно ли это самому ребенку? Ведь всему должен быть предел. Несмотря ни на что, у нас множество хороших, развитых и талантливых детей, которым просто не дают выбрать что-то одно, что именно им по душе и чему они смогут уделять столько времени, сколько необходимо. И дело тут не в отсутствии желания у детей ходить куда-то регулярно. Это больше амбиции родителей, которые рано или поздно всё равно придут к выводу, что слишком много — это плохо. Но время уже будет упущено. Поэтому предельная, на мой взгляд, нагрузка для детей помимо школы или детского сада — это 2 вида разноплановой деятельности. И самое лучшее — это предоставить выбор самому ребенку.

        Теперь вернемся к айкидо. Допустим, что всё хорошо и ребенок может и хочет регулярно посещать занятия. В этом случае, при определенном старании, результат у него будет. А вот какой именно, давайте разберемся подробнее.

            Итак, что же дает детям айкидо ? (здесь и далее речь будет об айкидо школы Ренсинкай). Для простоты разделим основные моменты на несколько групп, которые в общих чертах показывают базовые направления обучения.

1) Физическая подготовка и двигательная активность

2) Развитие координации и мышления

3) Дисциплина, этикет, воспитание личности и социальная адаптация

4) Самозащита

5) Дополнительное образование

    Айкидо как искусство предполагает наличие достаточно сложных движений, которые, к тому же, должны быть отточены до автоматизма, подразумевающего какой-либо навык. Так как мы говорим о боевых искусствах, то речь, разумеется, будет идти как об общей, так и специальной физической подготовке, а также о, так называемом, «стилевом движке», на котором строится любая техника, бросковая, защитная и т.д. Всем этим элементам уделяется очень много внимания, так как без них невозможно всё остальное. Поэтому все дети, занимающиеся более года, безусловно становятся гибче, сильнее физически, привыкают к регулярным нагрузкам и активному движению, как свободному, так и по заданным алгоритмам. Также у тех, кто сутулится, расправляются плечи и появляется привычка держать осанку, ведь это является частью правильной техники. Большое количество кувырков способствует укреплению сосудов и поддержанию здорового тонуса мышц и сухожилий, тренируется мозжечок.

       Учеба в школе, наличие у каждого ребенка гаджетов, время проводимое за компьютерами и телевизорами, вообще в первую очередь негативно влияют на осанку ребенка, а также его умение концентрировать внимание на деталях. Информации очень много, а её получение требует сидения на месте. Фактически малоподвижный образ жизни это проблема современных детей, которых и на улицу выйти приходится заставлять. В этом смысле нескольких уроков физкультуры в неделю, мягко говоря, недостаточно. Иногда физическое состояние детей, которых впервые приводят в зал, вызывает даже не недоумение, а самый настоящий шок. Порой доходит до того, что достаточно взрослый ребенок 12-13 лет уже имеет сильный сколиоз, лишний вес, полное отсутствие координации и способности переставлять ноги и двигать руки в нужную сторону. Речи о выносливости, терпении, выдержке также не идет. Ведь ничего тяжелее планшета он порой в жизни не держал. Встречаются даже такие дети, которые не способны просто кувыркнуться через голову на мягком мате. Еще лет 10-20 назад это был бы нонсенс. Разумеется, что занятия любым серьезным боевым искусством призваны устранять эти недостатки.

            Координация у человека — навык достаточно индивидуальный. Кому-то сложные движения от природы даются проще, кому-то сложнее, однако это тот случай, когда проблема является поправимой. Дело в том, что при определенных усилиях, навыки сложной координации можно улучшить, развить и использовать для поставленных задач. Разумеется время, которое будет на это затрачено, тоже достаточно индивидуально. Но, в силу того, что школа боевых искусств предполагает системность обучения, а также строгий промежуточный контроль знаний и умений, даже этот сложный процесс несколько усредняется. Определенный уровень (пояс) говорит о том, что ребенок способен выполнять задачи, которые ставятся на данном уровне для всех занимающихся, то есть, проходя подготовку по четко определенной схеме, получает объем необходимых знаний, которые потребуются для дальнейшего развития. Ну и конечно, сам факт получения очередного пояса является для ребенка отличным мотиватором для того, чтобы стараться учиться лучше и качественнее.

       Помимо обычного желания и  мотивации, усвоение предлагаемого материала подразумевает необходимость умения ребенка мыслить определенным образом, анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи. Благодаря тренировкам, все перечисленные качества постепенно тоже входят в привычку. Разумеется, при наличии желания учиться у самого ребенка. Если он приходит в зал с интересом, хочет узнать и освоить как можно больше нового, он это безусловно сделает. И здесь помогает принятая система обучения от простого к сложному. Т.е. постановка каждого нового навыка происходит постепенно, достаточно четко выраженными этапами и сопровождается теорией с опорой на обычную повседневную жизнь. Ведь недостаточно просто выучить какое-то движение. Надо при этом четко понимать, для чего оно может быть использовано и каким образом применимо в принципе. С этих позиций дети с первых тренировок начинают оценивать свою деятельность не только как физкультуру 3-4 раза в неделю, но и как способ научиться тому, что пригодится им в будущем абсолютно везде, в любой сфере деятельности. Например, начиная четко понимать, что научившись правильно падать и двигаться, они в разы снизят для себя вероятность серьезных травм при падении на льду, с велосипеда, или, скажем, перестанут подворачивать ноги, дети начинают слушать объяснения и выполнять многие вещи гораздо внимательнее. Ведь это напрямую касается их здоровья. Так у них формируется правильное отношение к любому предмету изучения, не только айкидо.

       Традиционные боевые искусства отличаются от спорта тем, что соревнования между людьми не происходит. Отсутствие необходимости соревноваться с другими детьми, со своим непосредственным партнером по залу, тратить время на подготовку к этим соревнованиям, позволяет больше сосредоточиться на собственных навыках и умениях. Соревнование происходит только с самим собой, и это еще больше приближает получаемые знания к повседневной жизни. Если даже полностью отбросить аспекты самообороны и необходимость драться, то системные тренировки позволяют стать сильнее, гибче, выносливее, внимательнее и банально изучить основные правила безопасности, благодаря которым число бытовых травм и шансы попасть в опасную ситуацию начнут существенно снижаться. Может ребенок сразу и не научится самообороне, так как это более высокий уровень, требующий больше времени и труда, но даже перечисленные вещи — это уже огромная польза для любого человека. Особенно если всё это изучается с детства.

            Здесь вообще необходимо четко понимать и расставлять приоритеты. С точки зрения затраченного времени, спортивные виды имеют более узкую специализацию, и поэтому их освоение происходит намного быстрее. Например научиться неплохо драться можно за год. С боевыми искусствами (и в частности айкидо) всё намного сложнее, так как изучению подлежит огромный комплекс различных разделов, от чисто физических до моральных и психологических. Поэтому если ребенок всё же выбирает айкидо сознательно или с вашей помощью, то он сможет развиваться достаточно многосторонне и неограниченно долгое время. Особенно если умение драться не является для него основной целью.

            Еще один крайне важный аспект изучения боевого искусства — это дисциплина. То есть как раз то, что является огромной проблемой для большинства детей дома, в детском саду, школе и т.д. В этом плане тренировки айкидо в нашей школе строятся по наиболее жесткому варианту, свойственному например армии. Такой подход вообще распространен в восточных (особенно японских) стилях и помимо соблюдения порядка в зале и обеспечения общей безопасности очень помогает освоению материала и экономит время. Кроме того, постепенно появляющаяся привычка в случае необходимости работать дисциплинированно, четко и быстро, проникает и в повседневную жизнь. Конечно сначала ученики делают всё вынужденно, практически из под палки, затем принимают правила игры, и, в конце концов сами начинают следить за дисциплиной, которая в итоге формирует их отношение к любой деятельности вообще.

            Немаловажной частью понятия дисциплины также является этикет, который в восточной культуре имеет приоритет над всем остальным. Это как раз та самая сфера, которая в максимальной степени ответственна за степень агрессивности, уровень воспитания и, в принципе, за возможность возникновения или погашения конфликта. Умение (или неумение) общаться с другими людьми, адекватно оценивать собственные силы и возможности, правильно позиционировать себя в окружении других людей и т.д. К примеру, отличительной чертой айкидо является практическая необходимость постоянно проявлять вежливость и уважение ко всем своим партнерам по тренировкам, сенсею и другим инструкторам. Без этого нормальные тренировки вообще невозможны.

            Современное российское законодательство и практика правоприменения говорят о том, что просто возможность и способность дать сдачи может сослужить человеку плохую службу. А самые худшие хулиганы обычно первыми бегут жаловаться в случаях, когда их кто-то побил или обидел. Бывает и так, что родители начинают судиться между собой из-за драки их детей, в которой кто-то пострадал. Такая примета времени.

            Если вы сами имеете скверный характер и обучены только драться, то именно это и будет происходить в конфликтной ситуации, ведь любой человек в этом случае будет делать ровно то, что он умеет лучше всего. Конечно, в таких случаях крайне необходимой является возможность защититься чисто физически, но общий уровень социальной адаптации ребенка здесь является как минимум равнозначным, а может даже более важным, нежели умение драться. Гораздо важнее в этом плане выглядит умение не драться без крайней необходимости, иметь определенный уровень уверенности в себе, контролировать эмоции, да и вообще относиться уважительно к окружающим, чего у многих современных людей явно не наблюдается. И с этой точки зрения понятия уважения, этикета и умение взаимодействовать с посторонними людьми, да в конце концов и с собственными родителями являются очень важными. В айкидо над всеми этими моментами постоянно проводится достаточно кропотливая работа. Из многолетнего опыта работа с людьми (в том числе и взрослыми) становится понятно, что это не пустые слова. Многие люди, которые занимались уже по несколько лет, говорят о том, что число конфликтов и необходимость вступать в драки при занятиях айкидо начинает постепенно стремиться к нулю. От человека в буквальном смысле перестает исходить агрессия, которую так хорошо чувствуют другие люди и пользуются этим в своих целях.

            Теперь несколько слов о самозащите в айкидо. Как уже говорилось, это очень важный, хотя и не главный аспект обучения. Все техники айкидо и многих других искусств корнями уходят в военные искусства далекого прошлого (будзюцу). То есть изначальное их предназначение — максимально жестко и травматично расправляться с противником. Конечно же, философия айкидо серьезно скорректировала этот подход и причинение нападающему повреждений стало считаться дурным тоном. Однако на самом характере используемого арсенала движений это сказалось мало. Фактически любая техника (а за много лет остались самые эффективные из них) способна причинить тяжелые увечья или даже смерть нападающему. Поэтому и требуется определенный подход к дисциплине, самоконтролю и ответственности, которые присутствуют на тренировках. Работая с различными партнерами как в роли нападающего, так и того, кто защищается, приходит практическое и внутреннее понимание того, как именно работают эти техники и к чему может привести их использование, как агрессивное, так и миролюбивое. Это понимание и становится своего рода опорой для возникновения хорошего самоконтроля.

            Таким образом, практическая самооборона с использованием навыков айкидо находится на стыке нескольких понятий. С одной стороны это сам технический арсенал. Чем выше уровень его освоения, тем больше выбор действий в ответ на атаку и уровень контроля. С другой стороны это общий уровень воспитания, контроля и умения общаться в неконфликтной манере, а также заранее предупреждать даже потенциальные критические ситуации. Избегать их. И это тоже не просто слова, а отработанный навык. Говоря простым языком, возможность погасить уже возникший конфликт технически, есть у любого занимающегося. При этом уровень жесткости зависит от опыта и стажа занятий. Чем меньше опыт, тем травматичнее техника. Но более важным и при этом куда менее социально опасным является навык предупреждения конфликта еще на стадии его возможного зарождения. И, пожалуй, именно это является основной целью айкидо.

            Кроме всех перечисленных навыков, которые айкидо дает возможность освоить, можно также сказать об образовательной составляющей. Для того, чтобы ученики из разных стран хорошо понимали инструкторов и друг друга, основные команды отдаются на японском языке. Фактически, при изучении айкидо в памяти учеников образуется небольшой словарь из 300-400 японских слов и понятий, который сам по себе полезен и может (например) послужить началом возникновения интереса к изучению языка и вообще восточных культур. Кроме того, сам по себе объем получаемых на тренировках и семинарах знаний со временем становится таким, что помимо самого айкидо становятся необходимыми определенные знания физиологии, психологии, биомеханики, медицины и множества других смежных сфер, без которых дальнейшее развитие попросту остановится. Вместе с тем, по прошествии времени накапливается опыт, который помогает в будущем самому перейти уже во взрослую категорию, стать инструктором и передавать свои знания следующему поколению учеников.

            Конечно, данный материал является достаточно общим обзором того, что может дать ребенку айкидо, но даже этот небольшой срез основных моментов возможно даст родителям хотя бы общее представление о том, чем уже занимаются или могут заниматься их дети, чтобы стать более сильными, развитыми, образованными, а главное — менее конфликтными. В этом плане какие-либо границы для развития полностью отсутствуют, а совершенствовать свою технику и навыки в айкидо можно продолжать сколько угодно долго. 

              Ведь для многих родителей именно многовекторное и всестороннее развитие ребенка и является целью? Но разумеется окончательное решение является выбором каждого конкретного человека. Главное точно представлять себе цели и задачи того, что вы в итоге хотите получить.

 

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Это заголовок

Обзоров на эту тему существует не так уж много. Обычно всё ограничивается короткими рекламными сообщениями, мол айкидо это самооборона, здоровье и так далее. А что же на самом деле может (или должно) давать ребенку айкидо в конечном итоге? Как показывает практика, большинство родителей весьма слабо представляет себе, что такое айкидо и чем их ребенок вообще там занимается. В лучшем случае он сам что-то рассказывает, а в худшем от него, по сути, просто избавляются, провожая до дверей зала и занимаясь в освободившееся время своими делами. А между тем, в данном вопросе много интересных моментов, которые мы и попытаемся рассмотреть в рамках данного материала. Когда в семье подрастает ребенок, практически все родители начинают задаваться вопросом, в какую секцию/вид спорта его отдать. Конечно, многим хочется сделать это как можно раньше, однако это именно тот момент, когда спешить не стоит. Конечно, существуют секции, где берут детей с 4 и даже с 3 лет, однако для серьезных занятий этого еще очень мало. Максимум, что могут предложить для таких детей такие клубы, это занятия в игровой форме длительностью около 30-40 минут. Ведь дальше у ребенка не будет ни внимания ни интереса к происходящему. Да он и не готов ещё к восприятию сложной информации. Некоторые родители идут по этом пути еще дальше, начиная таскать ребенка по всевозможным кружкам и секциям. Лишь бы чем-то занимался, по принципу - чем больше, тем лучше. Меньше за телефоном просидит. Возможно, это делается с лучшими намерениями, в стремлении с самого начала дать ребенку как можно больше полезного. Однако результат чаще всего получается обратный. Неоднократно приходилось видеть детей, настолько замученных всевозможными занятиями, что ни о какой концентрации не может быть и речи.

Приходя в зал, где требуется предельное внимание и хорошая двигательная активность, ребенок не то что сконцентрироваться не в состоянии, но и вообще понять, куда он попал. Ведь его только что привели буквально бегом с секции шахмат, рисования, тенниса или футбола, а тут еще и айкидо какое-то. Это приводит к тому, что ребенок, вынужденный хвататься за всё сразу и везде успевать, попросту не может нормально отдыхать. Бесконечная учеба, секции, кружки в течение буквально пары месяцев сделают из любого нормального ребенка рассеянного и неуправляемого человека, который будет просто, смирившись с родительской "заботой" об его дополнительном образовании, плыть по течению, ничего толком не добиваясь ни в одном направлении. Понятно, что для достижения каких-то видимых результатов нужна системность занятий. И многие родители это тоже осознают. Однако, вопреки здравому смыслу, очень часто можно услышать "мы не успеваем посещать все тренировки, ведь у нас еще танцы, волейбол, акробатика, лыжи и музыкальная школа". Иногда даже спрашивают, а есть ли занятия в другие дни или время, ведь "у ребенка очень плотный график". А нужно ли это самому ребенку? Ведь всему должен быть предел. Несмотря ни на что, у нас множество хороших, развитых и талантливых детей, которым просто не дают выбрать что-то одно, что именно им по душе и чему они смогут уделять столько времени, сколько необходимо. И дело тут не в отсутствии желания у детей ходить куда-то регулярно. Это больше амбиции родителей, которые рано или поздно всё равно придут к выводу, что слишком много - это плохо. Но время уже будет упущено. Поэтому предельная, на мой взгляд, нагрузка для детей помимо школы или детского сада - это 2 вида разноплановой деятельности. И самое лучшее - это предоставить выбор самому ребенку. Теперь вернемся к айкидо. Допустим, что всё хорошо и ребенок может и хочет регулярно посещать занятия. В этом случае, при определенном старании, результат у него будет. А вот какой именно, давайте разберемся подробнее. Итак, что же дает детям айкидо ? (здесь и далее речь будет об айкидо школы Ренсинкай). Для простоты разделим основные моменты на несколько групп, которые в общих чертах показывают базовые направления обучения. 1) Физическая подготовка и двигательная активность 2) Развитие координации и мышления 3) Дисциплина, этикет, воспитание личности и социальная адаптация 4) Самозащита 5) Дополнительное образование Айкидо как искусство предполагает наличие достаточно сложных движений, которые, к тому же, должны быть отточены до автоматизма, подразумевающего какой-либо навык. Так как мы говорим о боевых искусствах, то речь, разумеется, будет идти как об общей, так и специальной физической подготовке, а также о, так называемом, "стилевом движке", на котором строится любая техника, бросковая, защитная и т.д. Всем этим элементам уделяется очень много внимания, так как без них невозможно всё остальное. Поэтому все дети, занимающиеся более года, безусловно становятся гибче, сильнее физически, привыкают к регулярным нагрузкам и активному движению, как свободному, так и по заданным алгоритмам. Также у тех, кто сутулится, расправляются плечи и появляется привычка держать осанку, ведь это является частью правильной техники. Большое количество кувырков способствует укреплению сосудов и поддержанию здорового тонуса мышц и сухожилий, тренируется мозжечок. Учеба в школе, наличие у каждого ребенка гаджетов, время проводимое за компьютерами и телевизорами, вообще в первую очередь негативно влияют на осанку ребенка, а также его умение концентрировать внимание на деталях. Информации очень много, а её получение требует сидения на месте. Фактически малоподвижный образ жизни это проблема современных детей, которых и на улицу выйти приходится заставлять. В этом смысле нескольких уроков физкультуры в неделю, мягко говоря, недостаточно. Иногда физическое состояние детей, которых впервые приводят в зал, вызывает даже не недоумение, а самый настоящий шок. Порой доходит до того, что достаточно взрослый ребенок 12-13 лет уже имеет сильный сколиоз, лишний вес, полное отсутствие координации и способности переставлять ноги и двигать руки в нужную сторону. Речи о выносливости, терпении, выдержке также не идет. Ведь ничего тяжелее планшета он порой в жизни не держал. Встречаются даже такие дети, которые не способны просто кувыркнуться через голову на мягком мате. Еще лет 10-20 назад это был бы нонсенс. Разумеется, что занятия любым серьезным боевым искусством призваны устранять эти недостатки. Координация у человека - навык достаточно индивидуальный. Кому-то сложные движения от природы даются проще, кому-то сложнее, однако это тот случай, когда проблема является поправимой. Дело в том, что при определенных усилиях, навыки сложной координации можно улучшить, развить и использовать для поставленных задач. Разумеется время, которое будет на это затрачено, тоже достаточно индивидуально. Но, в силу того, что школа боевых искусств предполагает системность обучения, а также строгий промежуточный контроль знаний и умений, даже этот сложный процесс несколько усредняется. Определенный уровень (пояс) говорит о том, что ребенок способен выполнять задачи, которые ставятся на данном уровне для всех занимающихся, то есть, проходя подготовку по четко определенной схеме, получает объем необходимых знаний, которые потребуются для дальнейшего развития. Ну и конечно, сам факт получения очередного пояса является для ребенка отличным мотиватором для того, чтобы стараться учиться лучше и качественнее. Помимо обычного желания и мотивации, усвоение предлагаемого материала подразумевает необходимость умения ребенка мыслить определенным образом, анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи. Благодаря тренировкам, все перечисленные качества постепенно тоже входят в привычку. Разумеется, при наличии желания учиться у самого ребенка. Если он приходит в зал с интересом, хочет узнать и освоить как можно больше нового, он это безусловно сделает. И здесь помогает принятая система обучения от простого к сложному. Т.е. постановка каждого нового навыка происходит постепенно, достаточно четко выраженными этапами и сопровождается теорией с опорой на обычную повседневную жизнь. Ведь недостаточно просто выучить какое-то движение. Надо при этом четко понимать, для чего оно может быть использовано и каким образом применимо в принципе. С этих позиций дети с первых тренировок начинают оценивать свою деятельность не только как физкультуру 3-4 раза в неделю, но и как способ научиться тому, что пригодится им в будущем абсолютно везде, в любой сфере деятельности. Например, начиная четко понимать, что научившись правильно падать и двигаться, они в разы снизят для себя вероятность серьезных травм при падении на льду, с велосипеда, или, скажем, перестанут подворачивать ноги, дети начинают слушать объяснения и выполнять многие вещи гораздо внимательнее. Ведь это напрямую касается их здоровья. Так у них формируется правильное отношение к любому предмету изучения, не только айкидо. Традиционные боевые искусства отличаются от спорта тем, что соревнования между людьми не происходит. Отсутствие необходимости соревноваться с другими детьми, со своим непосредственным партнером по залу, тратить время на подготовку к этим соревнованиям, позволяет больше сосредоточиться на собственных навыках и умениях. Соревнование происходит только с самим собой, и это еще больше приближает получаемые знания к повседневной жизни. Если даже полностью отбросить аспекты самообороны и необходимость драться, то системные тренировки позволяют стать сильнее, гибче, выносливее, внимательнее и банально изучить основные правила безопасности, благодаря которым число бытовых травм и шансы попасть в опасную ситуацию начнут существенно снижаться. Может ребенок сразу и не научится самообороне, так как это более высокий уровень, требующий больше времени и труда, но даже перечисленные вещи - это уже огромная польза для любого человека. Особенно если всё это изучается с детства. Здесь вообще необходимо четко понимать и расставлять приоритеты. С точки зрения затраченного времени, спортивные виды имеют более узкую специализацию, и поэтому их освоение происходит намного быстрее. Например научиться неплохо драться можно за год. С боевыми искусствами (и в частности айкидо) всё намного сложнее, так как изучению подлежит огромный комплекс различных разделов, от чисто физических до моральных и психологических. Поэтому если ребенок всё же выбирает айкидо сознательно или с вашей помощью, то он сможет развиваться достаточно многосторонне и неограниченно долгое время. Особенно если умение драться не является для него основной целью. Еще один крайне важный аспект изучения боевого искусства - это дисциплина. То есть как раз то, что является огромной проблемой для большинства детей дома, в детском саду, школе и т.д. В этом плане тренировки айкидо в нашей школе строятся по наиболее жесткому варианту, свойственному например армии. Такой подход вообще распространен в восточных (особенно японских) стилях и помимо соблюдения порядка в зале и обеспечения общей безопасности очень помогает освоению материала и экономит время. Кроме того, постепенно появляющаяся привычка в случае необходимости работать дисциплинированно, четко и быстро, проникает и в повседневную жизнь. Конечно сначала ученики делают всё вынужденно, практически из под палки, затем принимают правила игры, и, в конце концов сами начинают следить за дисциплиной, которая в итоге формирует их отношение к любой деятельности вообще. Немаловажной частью понятия дисциплины также является этикет, который в восточной культуре имеет приоритет над всем остальным. Это как раз та самая сфера, которая в максимальной степени ответственна за степень агрессивности, уровень воспитания и, в принципе, за возможность возникновения или погашения конфликта. Умение (или неумение) общаться с другими людьми, адекватно оценивать собственные силы и возможности, правильно позиционировать себя в окружении других людей и т.д. К примеру, отличительной чертой айкидо является практическая необходимость постоянно проявлять вежливость и уважение ко всем своим партнерам по тренировкам, сенсею и другим инструкторам. Без этого нормальные тренировки вообще невозможны. Современное российское законодательство и практика правоприменения говорят о том, что просто возможность и способность дать сдачи может сослужить человеку плохую службу. А самые худшие хулиганы обычно первыми бегут жаловаться в случаях, когда их кто-то побил или обидел. Бывает и так, что родители начинают судиться между собой из-за драки их детей, в которой кто-то пострадал. Такая примета времени. Если вы сами имеете скверный характер и обучены только драться, то именно это и будет происходить в конфликтной ситуации, ведь любой человек в этом случае будет делать ровно то, что он умеет лучше всего. Конечно, в таких случаях крайне необходимой является возможность защититься чисто физически, но общий уровень социальной адаптации ребенка здесь является как минимум равнозначным, а может даже более важным, нежели умение драться. Гораздо важнее в этом плане выглядит умение не драться без крайней необходимости, иметь определенный уровень уверенности в себе, контролировать эмоции, да и вообще относиться уважительно к окружающим, чего у многих современных людей явно не наблюдается. И с этой точки зрения понятия уважения, этикета и умение взаимодействовать с посторонними людьми, да в конце концов и с собственными родителями являются очень важными. В айкидо над всеми этими моментами постоянно проводится достаточно кропотливая работа. Из многолетнего опыта работа с людьми (в том числе и взрослыми) становится понятно, что это не пустые слова. Многие люди, которые занимались уже по несколько лет, говорят о том, что число конфликтов и необходимость вступать в драки при занятиях айкидо начинает постепенно стремиться к нулю. От человека в буквальном смысле перестает исходить агрессия, которую так хорошо чувствуют другие люди и пользуются этим в своих целях. Теперь несколько слов о самозащите в айкидо. Как уже говорилось, это очень важный, хотя и не главный аспект обучения. Все техники айкидо и многих других искусств корнями уходят в военные искусства далекого прошлого (будзюцу). То есть изначальное их предназначение - максимально жестко и травматично расправляться с противником. Конечно же, философия айкидо серьезно скорректировала этот подход и причинение нападающему повреждений стало считаться дурным тоном. Однако на самом характере используемого арсенала движений это сказалось мало. Фактически любая техника (а за много лет остались самые эффективные из них) способна причинить тяжелые увечья или даже смерть нападающему. Поэтому и требуется определенный подход к дисциплине, самоконтролю и ответственности, которые присутствуют на тренировках. Работая с различными партнерами как в роли нападающего, так и того, кто защищается, приходит практическое и внутреннее понимание того, как именно работают эти техники и к чему может привести их использование, как агрессивное, так и миролюбивое. Это понимание и становится своего рода опорой для возникновения хорошего самоконтроля. Таким образом, практическая самооборона с использованием навыков айкидо находится на стыке нескольких понятий. С одной стороны это сам технический арсенал. Чем выше уровень его освоения, тем больше выбор действий в ответ на атаку и уровень контроля. С другой стороны это общий уровень воспитания, контроля и умения общаться в неконфликтной манере, а также заранее предупреждать даже потенциальные критические ситуации. Избегать их. И это тоже не просто слова, а отработанный навык. Говоря простым языком, возможность погасить уже возникший конфликт технически, есть у любого занимающегося. При этом уровень жесткости зависит от опыта и стажа занятий. Чем меньше опыт, тем травматичнее техника. Но более важным и при этом куда менее социально опасным является навык предупреждения конфликта еще на стадии его возможного зарождения. И, пожалуй, именно это является основной целью айкидо. Кроме всех перечисленных навыков, которые айкидо дает возможность освоить, можно также сказать об образовательной составляющей. Для того, чтобы ученики из разных стран хорошо понимали инструкторов и друг друга, основные команды отдаются на японском языке. Фактически, при изучении айкидо в памяти учеников образуется небольшой словарь из 300-400 японских слов и понятий, который сам по себе полезен и может (например) послужить началом возникновения интереса к изучению языка и вообще восточных культур. Кроме того, сам по себе объем получаемых на тренировках и семинарах знаний со временем становится таким, что помимо самого айкидо становятся необходимыми определенные знания физиологии, психологии, биомеханики, медицины и множества других смежных сфер, без которых дальнейшее развитие попросту остановится. Вместе с тем, по прошествии времени накапливается опыт, который помогает в будущем самому перейти уже во взрослую категорию, стать инструктором и передавать свои знания следующему поколению учеников. Конечно, данный материал является достаточно общим обзором того, что может дать ребенку айкидо, но даже этот небольшой срез основных моментов возможно даст родителям хотя бы общее представление о том, чем уже занимаются или могут заниматься их дети, чтобы стать более сильными, развитыми, образованными, а главное - менее конфликтными. В этом плане какие-либо границы для развития полностью отсутствуют, а совершенствовать свою технику и навыки в айкидо можно продолжать сколько угодно долго. Ведь для многих родителей именно многовекторное и всестороннее развитие ребенка и является целью? Но разумеется окончательное решение является выбором каждого конкретного человека. Главное точно представлять себе цели и задачи того, что вы в итоге хотите получить.

Добавить комментарий